«Птички» с пропеллером и без - EScomposite
вопрос в телеграм
«Птички» с пропеллером и без
Май 21, 2024

В индустриальном парке «Руднёво» собирают гражданские беспилотные летательные аппараты с корпусом из композитных материалов. Производство открыла компания «Аэромакс» в прошлом году.

В районе Косино-Ухтомский в индустриальном парке «Руднёво» собирают гражданские беспилотные летательные аппараты (БПЛА). Производство открыла компания «Аэромакс» в прошлом году. А уже сегодня совместно с инженерным центром ИКАР на площадке идёт процесс запуска серийного производства гражданских беспилотников.

Сегодня беспилотники стали незаменимыми помощниками человека, и с каждым годом их возможности расширяются.

Начальник серийного производства Сергей Пыжов показывает вертолёт SH-750 на водородном двигателе.

Производство БПЛА

Производство занимает большой ангар. С начальником серийного производства Сергеем Пыжовым встречаемся у входа. Он рассказывает, что их компания собирает несколько видов беспилотников: похожие на самолёты планеры, грузовые вертолёты и коптеры. Производство в «Руднёво» запустили в марте 2023-го. «Эта площадка привлекла нас современной инфраструктурой и налоговыми преференциями, действующими для всех резидентов «Технополис Москва»«, — пояснил Сергей Пыжов.

С момента открытия здесь выпустили 20 БПЛА и планируют увеличить производство вдвое. В целом компания представляет на российский рынок три модели беспилотных вертолётов и является единственной в стране, кто обладает таким разнообразным парком техники. Её БПЛА летают в 60 регионах страны.

Вертолёты из «ткани»

Осмотр начинаем с цеха композитных материалов. Здесь изготавливают фюзеляж, винты, внутренние шпангоуты и лонжероны будущих беспилотников. У входа стойка с большими бобинами ткани и столы для раскроя. Как пояснил начальник цеха Олег Поволокин, это особо прочный производственный материал, из которого делают корпус беспилотника. «На фрезерном станке с ЧПУ изготавливаем деревянные модели деталей. По ним, как по лекалам в ателье, раскраиваем ткань» — рассказывает он.

Затем, как в папье-маше, рабочие выкладывают изнутри тканевыми заготовками похожие на деревянные лодки матрицы. Трудно представить, но это будущий фюзеляж винтокрылой машины! Потом слои пропитают связующей смолой, сделают вакуумную прессовку и вынут изделие из формы. В результате тончайшая композитная ткань превращается в твёрдый, но очень лёгкий материал, способный выдерживать большой вес. Готовый корпус беспилотного вертолёта легко переносят четыре человека.

Григорий Мысливец, заместитель начальника цеха окончательной сборки, демонстрирует беспилотник самолётного типа АС-32-10.

Здесь же все части фюзеляжа соберут в единый каркас, зачистят шероховатости и покрасят. Сейчас на изготовление одного фюзеляжа и оснастки уходит месяц. Когда запустят серийное производство и увеличат количество сборочных постов, будут выпускать до пяти в неделю.

Осторожно стучу пальцами по корпусу: по звуку и тонким стенкам напоминает обычный пластик. «Не беспокойтесь, прочный. У Ми-26, самого большого транспортного вертолёта, такой же композитный винт выдерживает вес машины и 20 тонн груза. Эти материалы хороши тем, что на нужном участке деталь можно сделать жёсткой или пластичной. Всё зависит от количества слоёв ткани и под каким углом она выложена в матрице» — пояснил начальник цеха.

Зарплата достойная

Сам Олег Поволокин пришёл на предприятие из МГТУ им. Баумана, где был заведующим лабораторией композитных материалов: решил сменить научную рутину на живое производство. Главный технолог Сергей Захаренков тоже искал возможность самореализоваться. Он рассказал, что их беспилотники на 60-90% состоят из отечественных материалов. Например, композитную стеклоткань производят в Уфе, углеткань — в Москве. Оборудование в большинстве своём тоже российское.

Композитный цех. Готовят к покраске вертолёт SH-450.

«Из-за импортозамещения технологии меняются. Постоянно приходится искать новые материалы, поставщиков. Я вношу предложения по оптимизации и вижу результат своей работы» — пояснил технолог.

Надо отметить, что примерно 40% рабочих на производстве — выпускники техникумов, с которыми сотрудничает компания. После практики одни остаются работать сразу, другие обещают вернуться после службы в армии. Полгода назад в композитном цехе появилась единственная пока девушка — формовщица композитных изделий Елизавета Худякова.

«Я проходила здесь практику и решила остаться. Коллектив хороший, зарплата достойная» — рассказывает она, выкраивая из ткани очередную деталь. К слову, рабочие в зависимости от квалификации получают здесь от 80 до 110 тыс. рублей.

Надёжность не исключает красоту

Механический цех, где изготавливают все металлические части БПЛА, и радиоэлектронный, где рож дается искусственный интеллект беспилотника, мы пропустили. Секретность, безопасность, сплошные железки и микросхемы… Другое дело — цех окончательной сборки.

Как рассказал заместитель начальника цеха Георгий Мысливец, здесь беспилотник обретает свой окончательный вид. «Вначале на верстаках собираем крупные узлы, затем на стапелях каркас фюзеляжа заполняем электронной начинкой и навесным оборудованием» — поясняет он.  После сборки машина проходит контроль ОТК, затем её передают на лётно-испытательную площадку, где проводят испытания и выдают разрешение на эксплуатацию.

Сейчас в цехе собирают несколько беспилотников. Один пока без лопастей, на другом специалисты устанавливают электрооборудование, у третьего проверяют надёжность крепления грузового контейнера. Но даже в таком полусобранном виде винтокрылые машины радуют глаз изящностью своих форм и яркой расцветкой, доказывая, что надёжность не исключает красоту.

Доставляют грузы на край света

Также в сборочном цехе выставлены и готовые гражданские беспилотники. Вместе с начальником серийного производства Сергеем Пыжовым мы подходим к самому маленькому, размером с легковушку, вертолёту. Это БАС SH-450, он может разгоняться до 150 км/ч и подниматься в небо до 3,5 км. Его сосед — БАС SH-750 — своими размерами уже похож на полноценный грузовой вертолёт, и с трудом верится, что эта машина без пилота может находиться в воздухе до пяти часов и улетать от наземной станции управления на 600 км с грузом до 300 кг.

Начальник цеха композитных материалов Олег Поволокин контролирует сборку корпуса беспилотника.

Кстати, эта модель представлена в двух вариантах. Брат-близнец SH-750 будет работать на водородном топливе.

«Это новейшая разработка наших конструкторов и специалистов Центра водородных технологий. Мы пытаемся применить двигатель следующего поколения. Это будет первый в России грузовой вертолёт на водороде» — рассказывает Сергей Пыжов.

Рядом ещё одна не имеющая аналогов новинка — макет БАС SH-3000. С открытой рампой, которая располагается в носовой части, беспилотник похож на огромного кита. Лёгким движением руки главный технолог захлопывает ему «пасть». После испытаний этот тяжеловоз будет перевозить внутри себя тонну груза.

По словам Сергея Пыжова, беспилотники вертолётного типа — незаменимые помощники на Севере. В зависимости от модели и установленного оборудования они могут летать на расстояние до 900 км и доставлять различные грузы в самые отдалённые регионы страны.

«Наши «птички» очень востребованы у газовиков и нефтяников. Они также могут мониторить лесные пожары, следить за утечками на газо- и нефтепроводе, работой вышек, а также могут быстро доставлять грузы туда, где практически нет возможности делать это наземным способом» — добавил он.

Известят обо всех нарушениях

Тут собирают ещё и маленькие беспилотники. Изящные планеры напоминают самолёты из авиамодельных кружков. Самый необычный по форме похож на летучую мышь. Производит компания и неприхотливые в использовании привычные всем квадрокоптеры. Оборудованные камерой или теп ловизором, они превращаются в контролёров и следопытов, которые известят о любых нештатных ситуациях. «С их помощью можно, например, вести поиск, контролировать территорию и строительные площадки. Представьте, что в режиме онлайн можно наблюдать за работой на стройке!» — сказал Сергей Пыжов.

Кстати

В столице действует программа Правительства Москвы, которая предполагает комплексное развитие бывших промзон и неэффективно используемых территорий. В её рамках создаются технопарки, где размещаются современные инновационные производства. Предприятия в технопарках получают налоговые льготы и различную помощь от города.

«Руднёво» — это новый индустриальный парк, который входит в особую экономическую зону (ОЭЗ) «Технополис Москва». Он находится в нашем округе, в районе Косино-Ухтомский.

Сегодня здесь 19 производственных корпусов, в которых размещаются важные для города и страны производства. О них мы расскажем в нашем цикле публикаций. Индустриальный парк строится, развивается, в перспективе он может стать самым крупным в столице.

Фото: Андрей Дмытрив

Информация взята с сайта – https://compositeworld.ru/articles/app/id6639dac117a9470019570e76

Свежие новости